Для норомального физического развития ребенка большое значение имеет режим питания, прием пищи в строго определенные часы. Это тот самый каркас, который держит правильный режим дня. Воремя поев, ребенок своевременно садится за уроки и ложится спать. Все это не только приносит пользу здоровью, но и дисциплинирует. В организме создается слаженная, уравновешенная система внутренних процессов, вырабатывается хороший стереотип. Приучать ребенка к соблюдению режима питания нужно буквально с рождения, постепенно вносить в это элемент сознательности, тогда он станет стилем жизни.
1. Твердый режим питания физиологически обоснован
У человека, получающего пищу всегда в одно и то же время, вырабатывается «условный рефлекс на время». Как только приближается час завтрака, обеда или ужина, желудок человека, соблюдающего режим питания, начинает вырабатывать пищеварительный сок – это своеобразная подготовка к приему пищи.
У бессистемно питающихся детей этот условный рефлекс не вырабатывается, желудочный сок перед едой не выделяется, следовательно, и пища переваривается гораздо хуже. Вот почему с детства советуют кормить ребенка по часам. А подросшему ребенку важно объяснить, почему нужно питаться в одно и то же время.
2. Правльная пища – разнообразная пища
В разный период дня характер пищи должен быть различный. Утром и вечером, когда ребенок наиболее активен, ему необходима пища, богатая белкамим. Возбуждая нервную деятельность, она увеличивает работоспособность. Перед сном нужна легкая пища, так как перегрузка организма белками и жирами, мобилизуя нервную систему, будет мешать спокойному состоянию и наступлению сна. Если ребенок много ест вечером, у него может развиваться бессонница или сон будет тревожным и тяжелым. Когда эти нарушения переходят в систему, дети становятся нервными, легко возбудимыми.
Диетологи не рекомендуют менять даже последовательность блюд во время обеда: бульоны вызывают более активное отделение желудочного сока, чем вторые блюда.
3. Следим за собой
Дети всегда подражают взрослым, некоторые родители стараются вовремя накормить детей, а всвои обеды приурочивают к тому времени, когда свободны от домашних дел. Это плохой пример.
Нельзя также приспосабливать режим к обстоятельствам жизни. Иначе какой это режим? Режим предполагает подчинение обстоятельств опеределенным целям и правилам, не наоборот. Соблюдать установленный режим питания должны все члены семьи. Совместные завтраки и ужины цементируют семью, вырабатывают хорошие традиции.
4. Сколько раз ребенок должен есть в сутки?
Это зависит от возраста ребенка. Питание детей старше двух лет должно быть четырехразовым: завтрак, обед, полдник и ужин. Дети с пониженным аппетитом, которые не съедают положенную порцию, могут получать пищу пять или даже шесть раз, но в меньших количествах.
В перерывах между едой ни в коем случае нельзя давать никакого «подкрепления»: не только пирожков, печенья и сладостей, но и фруктов или молока.
Энергозатраты в течения дня у дошкольников примерно одинаковы, поэтому и пищу для них распределяют более-менее равномерно: завтрак – около 25 процентов, обед – 30, полдник – 20 и ужин – 25 процентов дневной нормы калорий. При таком распределении перегрузок не бывает, и дети, как правило, хорошо справляются с едой.
Для школьников пищу в течение дня распределяют несколько иначе: первый завтрак – около 25 процентов суточной нормы калорий, второй завтрак – примерно 15 процентов, обед – 35 процентов, ужин – 25 процентов всей нормы.
Редкие, но обильные приемы пищи ведут к увеличению объема желудка. В реузльтате усиливается всасывание жиров и углеводов, для насыщения требуется больше пищи. Ребенок полнеет, становится рыхлым и флегматичным.
5. Завтрак – превыше всего!
Совершенно точно установлено, например, что дети, получающие завтраки, более работоспособны. Естественно, ведь правильное питание не только обеспечивает нормальный рост и развитие ребенка, но влияет на его умственные способности и успеваемость. Особенно большое значение имеет полноценный первый завтрак. Утром начинается активная деятельность и, следовательно, усиленный расход «топлива». Между тем, многие дети уходят в школу натощак.
Последствия лишения завтрака – плохое самочувствие, резкое снижение работоспособности. Часто после нескольких часов пребывания в классе у ребенка, не позавтракавшего утром, сосет под ложечкой, появляется головокружение. Ученик приходит из школы, несколько часов он не ел, но настоящего, здоровго аппетита у него нет. Родители часто жалуются, что дети не хотят есть простой здоровой пищи – супа, борща, каши, молока; им хочется поесть «что-нибудь вкусное». И это понятно: режим питания сломан. Подавив вспыхнувший аппетит, организм на какое-то время перестроился на «волну голодания». Зато к вечеру у ребенка или подростка пробуждается «волчий» аппетит. Чаще всего такие дети не завтракают, птому что «поздно поужинали, и утром есть не хотелось», «поздно встал и боялся опоздать в школу» или «просто не хотелось».
6. Роль режима питания в жизни ребенка
Роль правильно организованного питания в жизни и труде современного школьника невозможно переоценить. Учение – это большая и сложная работа. Сегодняшний школьник в связи с большой насыщенностью программ (особенно в специальных школах), активным участием в общественной жизни, развитием спорта расходует много энергии. Ее может компенсировать только правильно организованное питание.
В семье Льва Толстого, например, строго придерживались постоянного режима питания. И сам писатель считал, что правильный ритм жизни не высушивает, а приучает человека к самодисциплине и труду. Если соблюдать режим питания и работы постоянно, он не будет в тягость ни родителям, ни детям. Но, конечно, при этом не стоит впадать в крайности. Редкие исключения из правил только закалят организм. Но систематичное нарушение режима и бутербродное питание приносят большой вред.
7. Те, кому в семье прочно привили навыки правильного питания, будут серьезно относиться к вопросу питания и в дальнейшей жизни, в каких бы обстоятельствах они ни оказались.
По материалам книги «Азбука питания и воспитания» С. И. Елкиной