Что делать, если ребенок мало ест?

2014-11-11_120709

Мы знаем, что питание для ребенка жизненно необходимо. Растущий организм должен получать хотя бы минимум необходимого ему «строительного материала» и «топлива». Только с аппетитом ребенка при этом нужно обра­щаться тактично и щадяще. Что предпринять родителям, если ребенок съедает за обедом две ложки, а то и вовсе вместо приема пищи закатывает скандал? Как вызвать аппетит у ребенка? Важнейшее правило питания доктор Бенджамин Спок сформулировал так:

«С едой не должно быть связано никаких неприятных ассо­циаций. Ваша цель — не заставить ребенка есть, а создать ему условия, в которых он сам захочет есть».

Пример тактики кормления ребенка с пониженным аппетитом:

Когда пятилетняя Наташа стала плохо есть, ее мама была изволнована этим, как и всякая другая мать, но она и виду не подала, что это ее беспокоит. И заострять внимание на вопросе питания, охать и ахать она не стала. Мама как бы не замечала, что Наташа плохо ест, но спокойно проводила «тактику кормле­ния», которую посоветовал детский врач. Если утром дочь отка­зывалась от творога, мама предлагала ей кусочек сыру. Если за обедом Наташа не хотела есть второго, мама спокойно убирала торелку, но между обедом и ужином предлагала дочери яблоко, и перед сном — стакан кефиру.

Она старалась кормить ее теми блюдами, которые девочка особенно любила. «А я тебе пельмени приготовила!» — радостно сообщала мама. И снова не заставляла есть больше, чем Наташа могла: ведь девочка и так не хочет ее огорчать, и если не ест, значит, не может. Мама Маташи ни разу не пересту­пила ту грань, за которой начинается отвращение к пище. В ре­зультате аппетит к Наташе довольно скоро вернулся.

В этом примере сфокусирован, в сущности, правильный принцип подхода родителей к ребенку с пониженным аппети­том. Если даже ребенок очень мало ест, нельзя его насиловать.

Еда за общим столом как способ вызвать аппетит

Замечали ли вы, что ребенок, даже такой, которого дома считают малоежкой и большим привередой, в гостях или в походе с удовольствием ест даже ту пищу, до которой дома и не дотронулся бы? Во-первых, его никто не уговаривает, но глав­ное — сказывается чисто психологический эффект: еда в ком­пании, вместе с другими детьми гораздо приятнее. Человек, даже маленький, — существо социальное. Вот почему врачи, педагоги, психологи рекомендуют кормить детей, особенно если у них плохой аппетит, за общим столом, как только они более-менее научились справляться с едой. Сидя на высоком детском стульчике вместе со всей семьей, ребенок старается есть, как старший брат или сестра, как мама и папа, старается, чтобы и в его тарелке ничего не осталось. Иногда соседние семьи договариваются, и их дети питаются поочередно то в одной, то в другой квартире.

Детей, которые плохо едят, рекомендуют отдавать в дет­ский сад. Очень часто это дает прекрасный эффект.

Разнообразное меню

Нередко ребенок плохо ест из-за того, что ему предлагают слишком однообразную пищу. Вам некогда, вы буквально разрываетесь на части: воспита­ние ребенка, работа, домашнее хозяйство. Чтобы сэкономить время, готовите сразу на несколько дней. Вы и ваш муж обедаете в столовой, у вас есть выбор. А ребенок, приходя из школы, находит в холодильнике и сегодня, и завтра, и после завтра неизменно борщ и котлеты. Не говоря уже о том, что блюда при длительном хранении теряют свои полезные свой­ства, они просто-напросто надоедают. А между тем даже при большой занятости можно найти способ разнообразить пищу, чтобы вызвать у ребенка хороший аппетит.

На основе того же сваренного заранее бульона вы можете сегодня сварить гороховый суп, завтра — щи, послезавтра — лапшу или просто дать бульон с гренками. А второе лучше гото­вить из свежих полуфабрикатов (антрекотов, куриных котлет, рыбного филе, блинчиков с творогом), которые можно купить по пути с работы. Времени на это уйдет немного, зато для вашего ребенка каждый обед будет своеобразным сюрпризом, разнообразную пищу он будет съедать с удовольствием, а это значит и с большей пользой. Иногда те или иные продукты ребенок любит просто потому, что получает их редко. Согласитесь: если бы шоколад ребенку давали в неограниченном количестве, как хлеб, он наверняка потерял бы к нему интерес.

Нужно постараться, чтобы ребенок, даже с очень плохим аппетитом, получал весь необходимый ему ассортимент пита­тельных веществ. Хорошие результаты дает система дублиро­вания.

Если дети негативно относятся к каким-либо продуктам, их нужно заменить аналогами, содержащими те же самые веще­ства, но не допускать, чтобы организм ощущал дефицит в самых необходимых питательных веществах.

Например, ребенок упорно отказывается от молока. Но вы знаете, что это очень ценный продукт. В нем содержатся почти все питательные ком­поненты, необходимые человеческому организму: белки, жиры, углеводы, многие витамины и минеральные соли. Одно только молоко содержит много кальция, поэтому очень важно, чтобы ребенок получал в сумме в различных видах полную дневную норму молока. А если ребенок временно разлюбил молоко в чистом виде и даже молочные каши, то в его рацион нужно обязательно ввести другие молочные продукты — например, немного сыра или творог в различных видах: с тертыми ябло­ками, вареньем или сахарной пудрой, творожники, запеканку, ватрушки, сочники и т. д.

А если ребенок временно отказыва­ется от рыбы и мяса, потребность ребенка в белке будет удов­летворена молоком и яйцами, а также растительными белками, которых много в кашах и овощах.

Дублерами овощей могут стать фрукты. Употребляя 2—3 раза в день фрукты, ребенок получает те витамины, мине­ральные соли и клетчатку, которые ему необходимы.

Если ребенку надоели каши, их можно на время заменить поджаренным в яйце хлебом, булочкой, печеньем с молоком, бутербродами, макаронами с сыром и так далее. Одним словом, вам придется быть изобретательными, чтобы вызвать у ребенка аппетит.

О вкусах не спорят, или?

Ребенок растет, и его стол становится все более разнообразным. У него появляется возможность выбора. Формируется индивидуальный вкус. Нужно ли этим процессом управлять или можно предоставить ребенку свободу? Истина, как и во многом другом, здесь лежит где-то посередине.

Конечно, ребенку, особенно с пониженным аппетитом, необ­ходимо прививать вкус к простой и полезной пище— молоку, мясу, рыбе, яйцам, крупам, овощам, фруктам. Но насильно навязывать что-то опять-таки не следует. Дети любят «открывать» те или иные блюда сами, и часто именно эти блюда на всю жизнь становятся для них любимыми. Сережу безрезультатно заставляли есть гречневую кашу: «Не хочу, она черная». Но вот мальчик приехал в деревню к дедушке. И там та же каша, приготовленная в печке, в чугунке, с хрустящей пенкой оказалась неожиданно вкусной, и он полюбил ее «навсегда».

Иногда вкусы ребенка бывают слишком избирательными. «Оля не ест ничего, кроме курицы и компота». Как быть в таком случае? Вам придется пойти на компромисс, чтобы не отбить у ребенка аппетит, и какое-то время давать девочке именно эту пищу, пока она сама не захочет расширить ассортимент. Но в процессе развития ребенка его вкусы тоже меняются. Он вдруг отказывается от любимых раньше голубцов и говорит, что капусту терпеть не может. И тут опять-таки нужно пойти ребенку навстречу и временно исключить этот продукт из его рациона. Если вы не будете настаивать, то впоследствии прежняя привя­занность к голубцам почти наверняка вернется.

Маленький ребенок иногда не может сразу принять новый продукт питания. Вы на чем-то сэкономили, но купили ребенку на рынке раннюю и, конечно, еще очень дорогую клубнику, которую он еще не пробовал. Как же велико ваше разочарова­ние, когда вы видите, что малыш ни за что не хочет есть прине­сенные вами ягоды.

— Ешь сейчас же. Я для тебя на рынок ходила, очередь выстояла! — мать начинает кормить малыша насильно. Теперь с этими красивыми ягодами у него надолго будут связаны самые неприятные ассоциации… Не нужно торопиться: пусть у вашего малыша еще будет впереди что-то самое-самое первое.

Вообще ребенок с пониженным аппетитом или предрасполо­женностью к нему подобен нежной мимозе, и его, как тепличное растение от холода, приходится больше всего оберегать от при­нуждения к какому бы то ни было виду пищи.

«Даже при усиленном питании больного ребенка меню можно составлять лишь при его участии…» — писал Януш Корчак.

Учитывать рефлексы и механизмы возникновения голода

И. П. Павлов считает, что никакой другой раздражитель не может сравниться ни в качественном, ни в количественном отношении с чувством голода — наиболее сильным возбудите­лем выделения желудочного сока. Но с подготовкой к приему пищи и с самой процедурой питания связаны не только безу­словные, но и немало условных рефлексов. Рефлекс «на вре­мя», «на место», «на обстановку» приема пищи (у маленького ребенка — даже на того человека, который его обычно кормит и к требованиям которого малыш так привыкает).

Если у ребенка плохой аппетит, тем более важно, чтобы срабатывали все эти рефлексы.

Еще до того, как ребенок начал есть, при наступлении времени завтрака, обеда или ужина, при виде сервированного стола у него начинает выделяться так называемый «запальный» желудочный сок. Но только в том случае, если вы соблюдаете режим. Поэтому ребенок, у которого плохой аппетит, должен обязательно принимать пищу в одно и то же время. Причем хорошо, если перед обедом он успел погулять и немного отдох­нуть. Желательно, чтобы и место кормления у него было посто­янным. Если сегодня ребенок ест в столовой, завтра —в кухне, обедает за детским столом, ужинает за общим, то рефлекс «на место» четко не вырабатывается, у ребенка не появляется определенной внутренней настроенности на прием пищи, кото­рая маленькому человеку с несложившимся аппетитом так необходима. Поэтому лучше закрепить за ребенком постоянное место, например за общим столом у окна.

Как вызвать аппетит у ребенка: Посуда ребенка дошкольного возраста тоже должна быть веселой с яркими рисунками — он быстро привыкает к своим тарелке, чашке, ложке. Пусть у ребенка будут также свои салфетки или фартук, на которых вышиты какой-нибудь смешной длинноухий заяц или забавный желтый утенок. Все эти мелочи делают процедуру приема пищи более приятной, создают хорошее настроение. Важно еще одно — единство действий взрослых в процессе еды. Ребенок с плохим аппетитом привыкает к постоянным тре­бованиям и лучше ест. Поэтому целесообразно, чтобы его пита­нием руководил один человек.

Саша — мальчик легко возбудимый, нервный. Бабушка знает, что во время кормления на него нельзя повышать голос, ему нельзя позволять болтать, иначе обязательно закашляется. Но вот бабушка на время уезжает в деревню, и за дело берется папа. И хотя перед отъездом бабушка подробно проконсульти­ровала его о правилах кормления внука, папа игнорирует все инструкции и действует по-своему. Он заставляет Сашу есть быстрее, кричит, когда мальчик слишком долго жует пищу, и наконец выхватывает у сына ложку и начинает кормить его насильно. Ни о каком аппетите тут и речи быть не может! Результаты этого кормления вы можете себе легко представить.

Спокойствие, только спокойствие!

Родители должны действовать так, чтобы не только во время, но и до кормления ребенок с плохим аппетитом чувствовал себя спокойно. Это очень влияет на повышение аппетита.

Например, малыш строит из кубиков высотное здание, а вы уже накрыли на стол. Однако мальчик весь под впечатлением игры, которая для него является делом очень серьезным, он хочет достроить свой «небоскреб» и потому не идет обедать. Но вы, похвалив его работу, спокойно объясняете, что у всех насто­ящих строителей обязательно бывает обеденный перерыв. Когда они пообедают и немного отдохнут, то работа идет еще лучше и веселей. И малыш без разговоров идет обедать и хорошо ест.

Организация  питания  ребенка  с  плохим аппетитом — это искусство. Если вы хотите достигнуть успехов, постарайтесь обязательно соблюдать в процессе кормления и эти «три един­ства»: времени, места и действия.

Итак, вся тактика кормления ребенка, потерявшего аппетит,
должна быть подчинена одной цели: создать такие условия,
чтобы ребенку хотелось есть самому.

Кроме способов, о кото­рых мы говорили, существуют и другие: кормить маленькими
порциями, приготовить ребенку блюда, которые он больше всего любит, красиво сервировать стол, эстетично и с выдумкой оформить то или иное кушанье.

Все эти маленькие хитрости приносят гораздо больше пользы, чем принуждение, только наберитесь терпения.

«Аппетит ребенка, — писал Б. Спок, — можно сравнить с мышкой, а уговоры матери — с кошкой, которая загнала мышку обратно в норку… Кошка должна оставить ее надолго, чтобы она поверила, что опасность действительно миновала».

Метки . Закладка постоянная ссылка.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Возможность комментирования заблокирована.