Мы знаем, что питание для ребенка жизненно необходимо. Растущий организм должен получать хотя бы минимум необходимого ему «строительного материала» и «топлива». Только с аппетитом ребенка при этом нужно обращаться тактично и щадяще. Что предпринять родителям, если ребенок съедает за обедом две ложки, а то и вовсе вместо приема пищи закатывает скандал? Как вызвать аппетит у ребенка? Важнейшее правило питания доктор Бенджамин Спок сформулировал так:
«С едой не должно быть связано никаких неприятных ассоциаций. Ваша цель — не заставить ребенка есть, а создать ему условия, в которых он сам захочет есть».
Пример тактики кормления ребенка с пониженным аппетитом:
Когда пятилетняя Наташа стала плохо есть, ее мама была изволнована этим, как и всякая другая мать, но она и виду не подала, что это ее беспокоит. И заострять внимание на вопросе питания, охать и ахать она не стала. Мама как бы не замечала, что Наташа плохо ест, но спокойно проводила «тактику кормления», которую посоветовал детский врач. Если утром дочь отказывалась от творога, мама предлагала ей кусочек сыру. Если за обедом Наташа не хотела есть второго, мама спокойно убирала торелку, но между обедом и ужином предлагала дочери яблоко, и перед сном — стакан кефиру.
Она старалась кормить ее теми блюдами, которые девочка особенно любила. «А я тебе пельмени приготовила!» — радостно сообщала мама. И снова не заставляла есть больше, чем Наташа могла: ведь девочка и так не хочет ее огорчать, и если не ест, значит, не может. Мама Маташи ни разу не переступила ту грань, за которой начинается отвращение к пище. В результате аппетит к Наташе довольно скоро вернулся.
В этом примере сфокусирован, в сущности, правильный принцип подхода родителей к ребенку с пониженным аппетитом. Если даже ребенок очень мало ест, нельзя его насиловать.
Еда за общим столом как способ вызвать аппетит
Замечали ли вы, что ребенок, даже такой, которого дома считают малоежкой и большим привередой, в гостях или в походе с удовольствием ест даже ту пищу, до которой дома и не дотронулся бы? Во-первых, его никто не уговаривает, но главное — сказывается чисто психологический эффект: еда в компании, вместе с другими детьми гораздо приятнее. Человек, даже маленький, — существо социальное. Вот почему врачи, педагоги, психологи рекомендуют кормить детей, особенно если у них плохой аппетит, за общим столом, как только они более-менее научились справляться с едой. Сидя на высоком детском стульчике вместе со всей семьей, ребенок старается есть, как старший брат или сестра, как мама и папа, старается, чтобы и в его тарелке ничего не осталось. Иногда соседние семьи договариваются, и их дети питаются поочередно то в одной, то в другой квартире.
Детей, которые плохо едят, рекомендуют отдавать в детский сад. Очень часто это дает прекрасный эффект.
Разнообразное меню
Нередко ребенок плохо ест из-за того, что ему предлагают слишком однообразную пищу. Вам некогда, вы буквально разрываетесь на части: воспитание ребенка, работа, домашнее хозяйство. Чтобы сэкономить время, готовите сразу на несколько дней. Вы и ваш муж обедаете в столовой, у вас есть выбор. А ребенок, приходя из школы, находит в холодильнике и сегодня, и завтра, и после завтра неизменно борщ и котлеты. Не говоря уже о том, что блюда при длительном хранении теряют свои полезные свойства, они просто-напросто надоедают. А между тем даже при большой занятости можно найти способ разнообразить пищу, чтобы вызвать у ребенка хороший аппетит.
На основе того же сваренного заранее бульона вы можете сегодня сварить гороховый суп, завтра — щи, послезавтра — лапшу или просто дать бульон с гренками. А второе лучше готовить из свежих полуфабрикатов (антрекотов, куриных котлет, рыбного филе, блинчиков с творогом), которые можно купить по пути с работы. Времени на это уйдет немного, зато для вашего ребенка каждый обед будет своеобразным сюрпризом, разнообразную пищу он будет съедать с удовольствием, а это значит и с большей пользой. Иногда те или иные продукты ребенок любит просто потому, что получает их редко. Согласитесь: если бы шоколад ребенку давали в неограниченном количестве, как хлеб, он наверняка потерял бы к нему интерес.
Нужно постараться, чтобы ребенок, даже с очень плохим аппетитом, получал весь необходимый ему ассортимент питательных веществ. Хорошие результаты дает система дублирования.
Если дети негативно относятся к каким-либо продуктам, их нужно заменить аналогами, содержащими те же самые вещества, но не допускать, чтобы организм ощущал дефицит в самых необходимых питательных веществах.
Например, ребенок упорно отказывается от молока. Но вы знаете, что это очень ценный продукт. В нем содержатся почти все питательные компоненты, необходимые человеческому организму: белки, жиры, углеводы, многие витамины и минеральные соли. Одно только молоко содержит много кальция, поэтому очень важно, чтобы ребенок получал в сумме в различных видах полную дневную норму молока. А если ребенок временно разлюбил молоко в чистом виде и даже молочные каши, то в его рацион нужно обязательно ввести другие молочные продукты — например, немного сыра или творог в различных видах: с тертыми яблоками, вареньем или сахарной пудрой, творожники, запеканку, ватрушки, сочники и т. д.
А если ребенок временно отказывается от рыбы и мяса, потребность ребенка в белке будет удовлетворена молоком и яйцами, а также растительными белками, которых много в кашах и овощах.
Дублерами овощей могут стать фрукты. Употребляя 2—3 раза в день фрукты, ребенок получает те витамины, минеральные соли и клетчатку, которые ему необходимы.
Если ребенку надоели каши, их можно на время заменить поджаренным в яйце хлебом, булочкой, печеньем с молоком, бутербродами, макаронами с сыром и так далее. Одним словом, вам придется быть изобретательными, чтобы вызвать у ребенка аппетит.
О вкусах не спорят, или?
Ребенок растет, и его стол становится все более разнообразным. У него появляется возможность выбора. Формируется индивидуальный вкус. Нужно ли этим процессом управлять или можно предоставить ребенку свободу? Истина, как и во многом другом, здесь лежит где-то посередине.
Конечно, ребенку, особенно с пониженным аппетитом, необходимо прививать вкус к простой и полезной пище— молоку, мясу, рыбе, яйцам, крупам, овощам, фруктам. Но насильно навязывать что-то опять-таки не следует. Дети любят «открывать» те или иные блюда сами, и часто именно эти блюда на всю жизнь становятся для них любимыми. Сережу безрезультатно заставляли есть гречневую кашу: «Не хочу, она черная». Но вот мальчик приехал в деревню к дедушке. И там та же каша, приготовленная в печке, в чугунке, с хрустящей пенкой оказалась неожиданно вкусной, и он полюбил ее «навсегда».
Иногда вкусы ребенка бывают слишком избирательными. «Оля не ест ничего, кроме курицы и компота». Как быть в таком случае? Вам придется пойти на компромисс, чтобы не отбить у ребенка аппетит, и какое-то время давать девочке именно эту пищу, пока она сама не захочет расширить ассортимент. Но в процессе развития ребенка его вкусы тоже меняются. Он вдруг отказывается от любимых раньше голубцов и говорит, что капусту терпеть не может. И тут опять-таки нужно пойти ребенку навстречу и временно исключить этот продукт из его рациона. Если вы не будете настаивать, то впоследствии прежняя привязанность к голубцам почти наверняка вернется.
Маленький ребенок иногда не может сразу принять новый продукт питания. Вы на чем-то сэкономили, но купили ребенку на рынке раннюю и, конечно, еще очень дорогую клубнику, которую он еще не пробовал. Как же велико ваше разочарование, когда вы видите, что малыш ни за что не хочет есть принесенные вами ягоды.
— Ешь сейчас же. Я для тебя на рынок ходила, очередь выстояла! — мать начинает кормить малыша насильно. Теперь с этими красивыми ягодами у него надолго будут связаны самые неприятные ассоциации… Не нужно торопиться: пусть у вашего малыша еще будет впереди что-то самое-самое первое.
Вообще ребенок с пониженным аппетитом или предрасположенностью к нему подобен нежной мимозе, и его, как тепличное растение от холода, приходится больше всего оберегать от принуждения к какому бы то ни было виду пищи.
«Даже при усиленном питании больного ребенка меню можно составлять лишь при его участии…» — писал Януш Корчак.
Учитывать рефлексы и механизмы возникновения голода
И. П. Павлов считает, что никакой другой раздражитель не может сравниться ни в качественном, ни в количественном отношении с чувством голода — наиболее сильным возбудителем выделения желудочного сока. Но с подготовкой к приему пищи и с самой процедурой питания связаны не только безусловные, но и немало условных рефлексов. Рефлекс «на время», «на место», «на обстановку» приема пищи (у маленького ребенка — даже на того человека, который его обычно кормит и к требованиям которого малыш так привыкает).
Если у ребенка плохой аппетит, тем более важно, чтобы срабатывали все эти рефлексы.
Еще до того, как ребенок начал есть, при наступлении времени завтрака, обеда или ужина, при виде сервированного стола у него начинает выделяться так называемый «запальный» желудочный сок. Но только в том случае, если вы соблюдаете режим. Поэтому ребенок, у которого плохой аппетит, должен обязательно принимать пищу в одно и то же время. Причем хорошо, если перед обедом он успел погулять и немного отдохнуть. Желательно, чтобы и место кормления у него было постоянным. Если сегодня ребенок ест в столовой, завтра —в кухне, обедает за детским столом, ужинает за общим, то рефлекс «на место» четко не вырабатывается, у ребенка не появляется определенной внутренней настроенности на прием пищи, которая маленькому человеку с несложившимся аппетитом так необходима. Поэтому лучше закрепить за ребенком постоянное место, например за общим столом у окна.
Как вызвать аппетит у ребенка: Посуда ребенка дошкольного возраста тоже должна быть веселой с яркими рисунками — он быстро привыкает к своим тарелке, чашке, ложке. Пусть у ребенка будут также свои салфетки или фартук, на которых вышиты какой-нибудь смешной длинноухий заяц или забавный желтый утенок. Все эти мелочи делают процедуру приема пищи более приятной, создают хорошее настроение. Важно еще одно — единство действий взрослых в процессе еды. Ребенок с плохим аппетитом привыкает к постоянным требованиям и лучше ест. Поэтому целесообразно, чтобы его питанием руководил один человек.
Саша — мальчик легко возбудимый, нервный. Бабушка знает, что во время кормления на него нельзя повышать голос, ему нельзя позволять болтать, иначе обязательно закашляется. Но вот бабушка на время уезжает в деревню, и за дело берется папа. И хотя перед отъездом бабушка подробно проконсультировала его о правилах кормления внука, папа игнорирует все инструкции и действует по-своему. Он заставляет Сашу есть быстрее, кричит, когда мальчик слишком долго жует пищу, и наконец выхватывает у сына ложку и начинает кормить его насильно. Ни о каком аппетите тут и речи быть не может! Результаты этого кормления вы можете себе легко представить.
Спокойствие, только спокойствие!
Родители должны действовать так, чтобы не только во время, но и до кормления ребенок с плохим аппетитом чувствовал себя спокойно. Это очень влияет на повышение аппетита.
Например, малыш строит из кубиков высотное здание, а вы уже накрыли на стол. Однако мальчик весь под впечатлением игры, которая для него является делом очень серьезным, он хочет достроить свой «небоскреб» и потому не идет обедать. Но вы, похвалив его работу, спокойно объясняете, что у всех настоящих строителей обязательно бывает обеденный перерыв. Когда они пообедают и немного отдохнут, то работа идет еще лучше и веселей. И малыш без разговоров идет обедать и хорошо ест.
Организация питания ребенка с плохим аппетитом — это искусство. Если вы хотите достигнуть успехов, постарайтесь обязательно соблюдать в процессе кормления и эти «три единства»: времени, места и действия.
Итак, вся тактика кормления ребенка, потерявшего аппетит,
должна быть подчинена одной цели: создать такие условия,
чтобы ребенку хотелось есть самому.
Кроме способов, о которых мы говорили, существуют и другие: кормить маленькими
порциями, приготовить ребенку блюда, которые он больше всего любит, красиво сервировать стол, эстетично и с выдумкой оформить то или иное кушанье.
Все эти маленькие хитрости приносят гораздо больше пользы, чем принуждение, только наберитесь терпения.
«Аппетит ребенка, — писал Б. Спок, — можно сравнить с мышкой, а уговоры матери — с кошкой, которая загнала мышку обратно в норку… Кошка должна оставить ее надолго, чтобы она поверила, что опасность действительно миновала».